Перед любым руководителем предприятия, будь оно большим либо маленьким, осуществляющим хозяйственную деятельность, либо только прошедшим государственную регистрацию неизбежно встает вопрос, нужен ли ему бухгалтер и как, организовать бухгалтерский и налоговый учет в своей организации. В поисках ответа на данные вопросы и в процессе принятия нужных решений руководители предприятий не редко, допускают серьезные ошибки, связанные зачастую с одним желанием – сэкономить. На простом «незнании», что организация и ведение бухгалтерского и налогового учета на предприятии это необходимость, можно даже не останавливаться.
Вот уж это желание сэкономить…
Одни руководители, ошибочно полагая, что, так как организация молодая и хозяйственная деятельность пока еще не велась, а только в планах, то соответственно, на первоначальном этапе, она вполне может некоторое время обойтись и без бухгалтера. В данном случае руководители сознательно оттягивают решение вопроса, о организации бухучета «на потом», и при этом думают, что «экономят». Но проблема в том, что «оттягивание» решения «на потом» зачастую приводит, к отсутствию бухгалтера и бухгалтерского учета на предприятии на очень долгое время.
И как итог – длительный процесс восстановления и финансовые потери, в виде оплаты процесса восстановления за упущенные отчетные налоговые периоды и штрафные санкции за не вовремя сданную отчетность. И это конечно в том случае если предприятие деятельности не вела, в противном же случае и оплата процесса восстановления и штрафные санкции возрастают кратно. Другие пытаются просто сэкономить на отказе от услуг бухгалтера (оплате услуг бухгалтера), надеясь, что справятся с бухгалтерским и налоговом учетом сами, и не вдаваясь в возможные последствия просто экономят вот таким образом… И эта экономия зачастую, как известно, выходит «боком». Руководители в большинстве своем, очень хорошие предприниматели, а вот о бухгалтерском и налоговом учете, имеют не всегда четкое представление, а порой, довольно смутное. И как итог, так же, запущенный бухгалтерский учет, просроченная бухгалтерская и налоговая отчетность (а если даже и сдана, то в основном с ошибками), восстановление учета, заблокированные счета организации, штрафные санкции со стороны налоговых органов и т.д. по списку.
Третьи пытаются сэкономить не на организации самого бухгалтерского и налогового учета, а непосредственно на самом бухгалтере, а конкретно на его квалификации, поручая бухгалтерское сопровождение своего предприятия бухгалтеру, без опыта, а порой (и это не редкость) без соответствующего образования, необходимого для выполнения возложенных на него обязанностей. При этом объяснение данного вида «экономии» довольно простое – это просто дешевле, чем нанимать высококвалифицированного бухгалтера, и в итоге приводит к экономии средств. В данном случае результат такой «экономии» может быть еще хуже двух предыдущих. Ведь в отличии, от простого «неведения» бухучета либо халатного отношения, неправильное его ведение может привести к куда более серьезным последствиям, на устранение которых потребуются довольно серьезные финансовые вложения.
Можно еще попытаться вспомнить случаи «экономного отношения» к организации бухгалтерского и налогового учета на своем предприятии (например, наше русское «авось»). Можно коснуться и просто умышленного не соблюдения налогового законодательства (это тоже не редкость). Но не это главное, главное помнить то, к чему такое отношение в результате и неизбежно приводит, и чего можно и стоит избегать.
В настоящее время контроль со стороны государства за соблюдением налогового законодательства неизменно усиливается с каждым годом, а с учетом мирового кризиса этот контроль будет расти еще быстрее. Поэтому отношение и к законодательству и к организации бухгалтерского и налогового учета на предприятиях со стороны их же руководителей, также должно быть более внимательным и ответственным. Ведь правильно организованный бухгалтерский и налоговый учет не только позволит избежать, не нужны финансовых потерь, но позволяет оптимизировать на законных основаниях налоги, минимизировать расходы и сделать предприятие привлекательным для инвесторов
Рано или поздно, но любой руководитель, путем проб и ошибок, в итоге приходит к выводу, что относиться к организации бухгалтерского и налогового учета на своем предприятии необходимо с полной ответственностью, как и к организации собственно самого бизнеса. А экономить надо разумно, и не как не на организации бухучета на своем предприятии и на бухгалтере, так как такая экономия может принести серьезные финансовые потери в разы, превышающие сэкономленные средства.